Alternative flash content

Requirements

(495) 506-5089
В л а д и м и р    К А Л А Ш Н И К О В
(925) 506-5089

Авторизация

---------

Статьи

Струнные смычковые инструменты. Краткий курс истории

Постепенно виолы были вытеснены новыми, более совершенными струнными смычковыми инструментами. В XVI–XVII столетиях над их созданием работали целые школы мастеров. Наиболее известные из них — династии скрипичных мастеров, возникшие на севере Италии — в городах Кремона и Бреша.

Родоначальник кремонской школы — Андреа Амати (около 1520 — около 1580). Особенно прославился своим искусством Николо Амати (1596–1684), его внук. Он сделал устройство скрипки почти совершенным, усилил звучание инструмента; при этом мягкость и теплота тембра сохранились. Семейство Гварнери работало в Кремоне в XVII—XVIII вв. Основатель династии — Андреа Гварнери (1626–1698), ученик Николо Амати. Выдающийся мастер Джузеппе Гварнери (1698–1744) разработал новую модель скрипки, отличную от инструмента Амати.

Традиции школы Амати продолжил Антонио Страдивари (1644–1737). Он учился у Николо Амати, а в 1667 г. открыл собственное дело. Страдивари больше, чем другим мастерам, удалось приблизить звучание скрипки к тембру человеческого голоса.

В Бреше работала семья Маджини; лучшие скрипки создал Джованни Маджини (1580–1630 или 1632).

Самый высокий по регистру струнный смычковый инструмент — скрипка. За ней в порядке понижения диапазона звучания следуют альт, виолончель, контрабас. Форма корпуса (или резонансного яшика) скрипки напоминает очертания человеческого тела. Корпус имеет верхнюю и нижнюю деку (нем. Decke — «крышка»), причём первая изготавливается из ели, а вторая — из клёна. Деки служат для отражения и усиления звука. На верхней расположены резонаторные отверстия (в виде латинской буквы f; не случайно их называют «эфы»). К корпусу крепится гриф; обычно его делают из чёрного дерева. Это длинная узкая пластина, над которой натянуты четыре струны. Для натяжения и настройки струн служат колки; они находятся также на грифе.

Альт, виолончель и контрабас по устройству похожи на скрипку, но больше её. Альт не очень велик, его держат у плеча. Виолончель крупнее альта, и при игре музыкант сидит на стуле, а инструмент ставит на пол, между ног. Контрабас по размерам превосходит виолончель, поэтому исполнителю приходится стоять или сидеть на высоком табурете, а инструмент располагать перед собой. Во время игры музыкант водит по струнам смычком, представляющим собой деревянную трость с натянутыми конскими волосами; струна вибрирует и издаёт певучий звук. От быстроты движения смычка и силы, с которой он давит на струну, зависит качество звучания. Пальцами левой руки исполнитель укорачивает струну, прижимая её в различных местах к грифу — таким образом он добивается различной высоты звука. На инструментах этого типа звук можно извлечь также щипком или ударом деревянной части смычка по струне. Звучание струнных смычковых очень выразительно, исполнитель может придавать музыке тончайшие нюансы.

http://penza.fio.ru/personal/37/2/2/muzika5.htm